В настоящее время в дошкольной практике появилось новое направление: «Финансовая грамотность детей». Следуя данному направлению, необходимо финансовое просвещение и воспитание дошкольников. Как показывает практика, дети, рано или поздно, встречаются с миром финансов, включаются в экономическую жизнь семьи. Например, ходят с родителями в магазин, сталкиваются с разнообразной и многочисленной рекламой, деньгами. То есть, они на бытовом уровне овладевают первичными экономическими знаниями, у них появляются первичные экономические навыки. Считаем, что, если в детском возрасте ребенок научится грамотно относиться к деньгам, если у него будет опыт пользования финансовыми продуктами, то у него появятся хорошие возможности финансового благополучия во взрослой самостоятельной жизни. Следует отметить и то, что изучение финансовой грамотности обусловлено необходимостью преемственности в изучении экономики между начальными ступенями образовательной системы – дошкольным обучением и школой.

В 2020 – 2021 учебном году в Новопокровском детском саду – структурном подразделении МБОУ «Новопокровская СОШ №7» реализуется примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» для детей 5-7 лет.

Наблюдения показывают, что в старшем дошкольном возрасте дети могут объяснить такие понятия, как: бюджет семьи, деньги, стоимость, цена, реклама и другие, поэтому в детском саду создана комфортная среда для общения детей, для их интеллектуального развития, для того, чтобы сформировать основы финансовой грамотности.

С целью формирования основ финансовой грамотности у дошкольников, в группе оформлен центр финансовой грамотности, педагоги используют такие методы работы, как беседы, организация и проведение сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических игр.

Широко используется занимательный материал, лэпбук так как это одно из важных средств воспитания у детей желания сосредотачивать внимание на проблеме, проявлять умственное напряжение. Когда дошкольник решает нестандартные задачи, то это способствует формированию и совершенствованию следующих умственных способностей: гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, логика мысли, рассуждений, действий.

Таким образом, играя в финансовую грамотность, дети моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, тем самым повышают интерес к экономическим знаниям. В сюжетно-ролевых, настольно-печатных, дидактических и интерактивных играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама» обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.

 

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО